«Это была собака, огромная, черная как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана.»
Эта цитата из детективной повести английского писателя Артура Конан Дойля «Собака Баскервилей». В этом произведении автор рассказывает об ужасном чудовище, проклятье рода Баскервилей, огромной собаке, светящейся в темноте. Но знаменитый сыщик Шэрлок Холмс разгадал загадку собаки Баскервилей. Один из представителей рода Баскервилей, Джек Степлтон, сам создал это мифическое существо, с помощью фосфора. По версии Артура Конан Дойля, если намазать собаку смесью, содержащей фосфор, она должна светиться в темноте.
Что же будет с животным, если его намазать фосфором? В темноте светится белый фосфор, который является сильнейшим ядом. Лизнув белый фосфор, собака сразу бы умерла. Кроме того, белый фосфор при окислении на воздухе не просто горит, а прожигает кожу. Поэтому, совершенно очевидно, что использование фосфора для того, чтобы собака светилась в темноте — это чистейший вымысел писателя. В крайнем случае, можно предположить, что собаку Баскервилей мазали каким-то безвредным люминофором.
Съемки советского фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей» проходили в 1981 году. О современных возможностях компьютерной графики в то время приходилось только мечтать, поэтому создателям фильма пришлось достаточно поэкспериментировать, чтобы мы смогли увидеть в кадре светящееся чудовище, чтобы при этом «при съемках фильма ни ода собака не пострадала».
Сначала думали покрасить собаку фосфором, как в повести, но поняв, что такой способ заставить собаку светиться невозможен, стали искать другие варианты. Пробовали обклеить животное светоотражающей лентой, которую клеят на дорожные знаки. В итоге получился «бегающий скелет», было совсем не страшно, а наоборот, хохотала вся съемочная группа. После этого приняли решение — делать собаке маску.
Художник картины Виктор Оковитый наклеил на черный бархат лайт-скотч и сделал специальную маску. Также он использовал специальную смесь, приготовленную из стирального порошка и светоотражающего покрытия, соскобленного со скотча. Светоотражающая пленка только отражает свет, поэтому просто надеть маску на было недостаточно. Собака должна была бежать на камеру, при этом на нее нужно было направлять яркий свет. Сзади камер поставили специальные прожекторы и приготовились к записи, но актриса отказывалась бежать на свет. Этот эпизод снимали шесть раз.
Но технологии не стоят на месте. Существует еще один способ заставить собаку светиться. Корейские ученые работали над созданием клонированной собаки. Этой собаке по кличке Тегон ввели специальный ген, отвечающий за выработку в организме флюоресцентного белка. Активизируется светящийся белок только после того, как животное примет необходимую дозу антибиотика доксициклина. В ультрафиолете собака светится флуоресцентным зеленым светом. Ученые утверждают, что способность светиться, можно «включать» или «выключать», если регулировать количество потребленного антибиотика.