В нём и мрамор и стекло,
В нём просторно и светло,
Летом в нём прохладно,
А зимой — тепло.
Песенка о метро. Музыка А. Островского, слова Н. Лабковского.
В 2015 году отмечается восьмидесятый юбилей московского метро. Сейчас этот вид транспорта стал привычным для большинства городских жителей. Многие из нас ежедневно больше часа проводят под землей, наблюдая привычную смену темноты длинных тоннелей и яркого света просторных вестибюлей станций.
Но более 80 лет назад инженерам и архитекторам первого метро кроме сложных технологических задач пришлось искать решение и необычной психологической проблемы. Первых пассажиров настораживала перспектива длительного нахождения под землей. Поэтому инженерам необходимо было постараться избежать ощущения подавленности, архитектурная среда вестибюлей должна была излучать свет свободы и оптимизма. Совместная работа архитекторов и художников, занимавшихся этим вопросом, позволила создать объекты, являющиеся уникальными памятниками архитектуры.
Одной из основных проблем, которые пришлось решать впервые, оказалось искусственное освещение помещений такого типа. Архитекторы часто занимались оформлением больших залов с учетом дневного света, проникавшего через окна. В архитектуре же метрополитена отсутствие дневного света определило первостепенное значение искусственного освещения.
Авторы проектов вынуждены были не просто бороться с темнотой, увеличивая количество источников света. Средствами художественной выразительности, применяя материалы различного цвета и фактуры, используя множественные приемы искусственного освещения им удалось преодолеть тревожное чувство нахождения глубоко под землей и создать впечатление уверенной легкости сооружений, наполненности светом и воздухом.
Одним из образцов уникальной системы освещения является станция «Новослободская». Необычное решение — освещение через витражи, создает впечатление сказочного сияющего грота. Архитектор А.Н. Душкин задумывал ее немного затемненной, чтобы создать ощущение таинственности, усиленного мерцающими витражами. Однако со временем они разрушались, темнели, многие фрагменты были утрачены. После проведенной реконструкции станция преобразилась, стала намного ярче, светлее. По мнению многих архитекторов, первоначальное ощущение таинственности исчезло, она стала более праздничной, торжественной. Но в наше время изменилась и загрузка станции, и новое освещение теперь в полной мере отвечает требованиям безопасности.
Еще одним уникальным с точки зрения архитектуры сооружением является станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии, которая считается самой роскошной. Находясь вблизи площади трех вокзалов, она является своего рода воротами в столицу для приезжих. Диаметр ее тоннеля на два метра больше стандартного, поэтому у станции самые высокие потолки. Ее своды украшены мозаичными панно из ценных камней и смальты. Внешний вид станции своим пышным оформлением, богатым на декоративные элементы и детали, а также система и характер освещения переносит пассажиров в волшебный мир иллюзии, создавая полное ощущение нахождения в праздничном зале прекрасного старинного дворца.
Многие станции метрополитена являются памятниками архитектуры, и установленные там осветительные приборы были изготовлены по специальному проекту и неразрывно связаны с архитектурой станции. Однако современные требования к освещению в метро существенно повысились, поэтому специалистам приходится разрабатывать новые системы освещения, стараясь при этом сохранить первоначальный облик станций.
К сожалению, это не всегда удается. Например, на станции «Киевская» матовые чаши, заглубленные в полусферические ниши в потолке и дающие своеобразную игру света и тени, были неудачно заменены на конструкции с люминесцентными лампами, что значительно изменило первоначальный колорит станции в худшую сторону.
Новые станции метро проектируются уже с учетом современных норм освещения, хотя часто архитекторы и проектировщики забывают о психологической проблеме нахождения в подземелье. Мрачный полумрак и темные своды некоторых станций вызывает бессознательный дискомфорт и беспокойство. И хотя для современного человека метро уже не является пугающей экзотикой, все же хочется, чтобы в наше беспокойное и тревожное время, спускаясь в метро, мы видели тот самый манящий, спасительный свет в конце тоннеля.