При просмотре исторических фильмов мы все много раз наслаждались сверкающем великолепием средневекового бала. Галантные кавалеры и прекрасные дамы непринужденно беседуют и кружатся в танцев ослепительном свете праздника. Потрясающие красотой костюмы, блеск драгоценных камней, шикарные интерьеры – все это производит завораживающее, волшебное впечатление. Как сильно кино отличается от реальности?
На самом деле до изобретения электрического освещения даже дворцовые праздничные мероприятия проходили по современным меркам практически в полумраке, уровень освещенности едва ли достигал даже 100 лк. До повсеместного распространения электричества единственным источником света служили обыкновенные свечи – восковые и сальные. Сальные свечи были не ароматные, поэтому их использовали для дежурного освещения и в подсобных и хозяйственных помещениях. Белые восковые свечи устанавливались в люстры, канделябры и подсвечники, которые создавались по эскизам архитекторов одновременно с созданием интерьеров. Роскошные бронзовые люстры, щедро усыпанные хрустальными подвесками, тысячи раз отражающими лучи света, всегда являлись одним из самых ярких (в буквальном смысле) украшений любого парадного зала.
Архитекторы сами рассчитывали мощность таких люстр «в свечах» чтобы соотнести размер помещения и нужную освещенность. Иногда во время больших праздников для того, чтобы осветить огромные залы дополнительно сооружались специальные пирамиды, на которые могло быть установлено до трех тысяч свечей.
Сколько же свечей нужно было для освещения большого парадного зала? Огромная люстра, установленная в Концертном зале Зимнего Дворца, была рассчитана на 333 свечи. А всего с учетом дополнительных люстр и канделябров в этом зале одновременно можно было зажечь более 2,5 тысяч свечей. В Гербовом зале было более 3,5 тысяч свечей, что по световому потоку примерно соответствует тридцати 100-ваттным лампам накаливания, на огромный зал площадью около 1000 кв. м.
Время работы подобных светильников было ограничено. Поэтому время проведения праздничных мероприятий, переход из зала в зал часто было связано со сменой свечей. Для ускорения процесса замены сотен свечей использовались специальные жестяные трубки с подпружиненными донышками для облегчения извлечения огарков. Очень важно было установить свечи строго вертикально, чтобы расплавленный воск не капал на гостей, а стекал в специальную емкость. Работа это была достаточно трудоемкой и требовала определенной квалификации. Также существовали специальные приспособления типа бикфордова шнура для ускорения зажигания большого количества свечей.
Конечно, все свечи в парадных залах и гостиных зажигали только во время больших мероприятий, в остальное время использовалось только дежурное освещение. К примеру, администрация Зимнего Дворца все время пыталась экономить на освещении. Одной из проблем было то, что по давней дворцовой традиции, свечи, прогоревшие более чем на половину, доставались лакеям, которые продали эти огарки. Поэтому они сознательно подолгу не гасили свечи в помещениях, даже если там никого не было.