Как увидеть музыку?

svot_18Любители музыки уже давно подметили, что музыкальные инструменты звучат намного громче и отчетливее в хорошо освещённом помещении. Поэтому при исполнении серьёзной музыки свет в зале обычно не гасят.

Многие ученые и композиторы давно пытались объединить зрительное и слуховое восприятие, переводя музыку на язык света. Эти идеи были популярны в 17-19 вв. После изобретения электрического освещения впервые появились светомузыкальные инструменты — световые органы. В XX веке появились первые цветомузыкальные композиции, создание которых отвечало реальным эстетическим потребностям.

Автором первой такой уникальной симфонической поэмы «Прометей» («Поэма Огня»), написанной в 1910 году, является русский композитор Александр Николаевич Скрябин.  В партитуре этого музыкального произведения впервые в мировой музыкальной практике самим композитором введена специальная строка «Luce» (свет), записанная обычными нотами для инструмента «tastiera per luce» («световой клавир»). Начиная с 1915 года «Прометей» неоднократно исполнялся со световым сопровождением.

Явление, при котором два чувства — зрение и слух — связываются воедино называется синестезия, фонопсия или цветной слух. Человек, обладающий цветным слухом, слушая музыку, видит в своем воображении цветовые зрительные образы, связанные с определенными музыкальными звуками или тональностями. Таких людей называют синестетиками. Наличие цветного слуха — явление довольно редкое. Синестетиками в музыке были Скрябин, Римский-Корсаков, Чюрлёнис и Мессиан.

Правильно подобранное световое сопровождение музыкального произведения позволяет по-новому воспринимать музыку, дополнять и усиливать звуковое восприятие световыми эффектами. Поэтому светомузыка на настоящий момент стала неотъемлемой составляющей во многих музыкальных проектах и шоу.

Комментарии закрыты